Волевая готовность к школе

Вы собираетесь записать своего ребёнка на подготовку к школе? Тогда вы должны знать следующее.

Готовность к школе включает три составляющие:

1.    Физиологическая готовность: определяется развитием основных функциональных систем организма + здоровье

2.    Социальная (личностная) готовность включает:

  • мотивационную и коммуникативную готовность
  • сформированность самооценки
  • развитие эмоционально-волевой сферы

3.    Психологическая готовность:  

  • развитие восприятия,
  • развитие памяти,
  • развитие внимания,
  • развитие мышления,
  • развитие речевого развития,
  • развитие воображения,
  • развитие мелкой моторики

Сегодня поговорим о волевой готовности.

Волевая  готовность ребёнка к школе — это значит, что ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься.

Низкий уровень волевой готовности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:

·         слушать учителя на уроках, выполнять задания;

·         работать по правилу;

·         работать по образцу;

·         соблюдать дисциплину.

В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. То же самое относится к нарушению дисциплины.

За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.

Важно отметить,  что распространенные сегодня игры-пазлы не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Рекомендуемые статьи

Пока нет комментариев, добавьте свой голос ниже!


Добавить комментарий